Сад в китайском стиле: ландшафтное воплощение философии Востока

И тихо мы с тобой ведем беседу

Содержание скрыть

Отдельный разговор – это строения в китайском саде: павильоны, террасы, чайные домики, беседки. Их размещают на участке так, чтобы находясь в них можно было созерцать все пространство сада или хотя бы его большую часть, любоваться его красотой и гармоничностью. Отдыхать душевно от суеты и обыденности.

Сами строения выполняются в традиционном китайском стиле, с изогнутыми крышами, и размещаются они обычно на берегу или в центре пруда.

Беседка

Китайские беседки — это воздушные, открытые со всех сторон ветру, сооружения. Они бывают различной конфигурации: круглой, квадратной, многоугольной. Отличительная черта – поднимающаяся крыша.

В Китае подобные сооружения имеют свои традиции, уходящие корнями в историю.

Столетия назад они служили павильонами для военных целей и базировались на месте с отличным круговым обзором. Но с приходом в 17 веке китайского стиля в Европу и его популяризации там (он даже получил свое название – шинуазри), эти беседки появились и в садах. Проявлялся китайский стиль в коллекционировании богато украшенных мелочей. И еще в сооружении в парках и садах знати красивых и ярких павильонов и беседок, с изогнутыми, стремящимися вверх, крышами.

В самом же Китае без традиционного сооружения не обходится ни один сад, ни одна парковая зона. При этом каждой постройке, как и саду, дается свое имя, например, «беседка белых лотосов», или «беседка счастливых традиций».

Конструкции таких строений разнообразны. Форма сооружения зависит от его символического значения и особенностей ландшафта, с которым ей надлежит оставаться в полной гармонии, и напрямую связана с китайской мифологией.

К тому же такая изогнутая конструкция китайской крыши оправдывает себя и с инженерной точки зрения. За счет подобной формы обеспечивается конвекция воздушных потоков, в беседке постоянно прохладная атмосфера и всегда свежий воздух. А стекающая по крыше вода отводится от фундамента и стен при любом косом дожде.

В Китае соблюдается многовековая традиция — возводить новое сооружение в память о каждом значимом событии.

Издавна для сооружения беседок использовали такие сорта древесины, как сандал, розовое дерево, груша. Это прочный, невосприимчивый к негативным погодным условиям материал, имеющий красивую внутреннюю структуру. Его применяют при изготовлении резных орнаментов балюстрад и карнизов. В настоящее время на смену традиционным вариантам древесины все чаще приходят более доступные и популярные хвойные породы: сосна и лиственница.

Украшения сооружений

Резные деревянные украшения — характерный элемент китайского искусства, который развивается в стране уже нескольких десятков веков. Узоры для оформления подбираются различные, они могут быть как просто геометрическими различных форм, так и растительными или даже сюжетными.

Особое место занимает цветовое оформление построек, покраска стоек или колон. В Китае каждые цветовой оттенок имеет свое символическое значение. Основные ходовые оттенки – золотые, красные или черные.

Изнутри беседка оформляется традиционными удобными деревянными скамеечками и маленьким столиком округлой формы.

Верхнее покрытие китайской крыши, если следовать всем канонам, должно быть из натуральной черепицы, но в настоящее время допускается использование ее имитации.

Важным дополняющим элементом являются фигурки священных зверей (дракон, черепаха, тигр и т.д.) и птиц, выполненные в стиле скульптуры или барельефа. Обычно их располагают на крыше беседки или у входа в постройку.

В Китае сад рассматривается как собственный маленький рай на земле, в котором можно раствориться и почувствовать себя единым целым с природой.

А поклонникам китайской философии фен-шуй участок следует поделить на зоны, каждая из которых отвечает за конкретную сферу жизни, что поможет привлечь удачу и деньги. Подробнее об этом можно узнать здесь.

Философия китайского сада

Немного истории

Мы часто упускаем из виду или не знаем, что именно китайская традиция создания пейзажного стиля сада оказала существенное влияние на развитие и формирование европейского (прежде всего — английского, начиная с XVIII века) ландшафтного проектирования. Она привела к изменению основных ориентиров при проектировании, общих взглядов и частных пристрастий при создании «английских» садов и парков. В конечном счете, все это отразилось и на самых известных российских парковых ансамблях. Сад в китайском понимании — это целый мир в миниатюре

История садов в Китае насчитывает более 3 тысяч лет. За века тамошними садоводами найдены способы умелого использования природного ландшафта, искусственного создания «естественной природы» в малом объеме, пути проникновения в мир природы через особую и точную художественную выразительность. Это и сейчас можно наблюдать во многих национальных —  особенно императорских и монастырских — садах и парках.

«Смотри вокруг, смотри в себя»

Главная идея китайского сада – создание мира природы в миниатюре. Китайцы говорят: «Одна горка камней способна вызвать в душе несчетные отклики; камень же, даже размером с кулак, рождает многие чувства». Или еще: «Горсть земли и ложка воды привлекают безбрежные думы». По-китайски отточенные фразы – ключ к понимаю тонкостей контакта с природой. Ибо сама природа – вот неисчерпаемый источник вдохновения для садовода. Сад как таковой должен быть «взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности». Вслушайтесь. Вчитайтесь. Настройтесь.Китайский сад — создание мира природы в миниатюре
Мастерство садовника заключается в умении использовать исходный природный ландшафт и все его компоненты для самореализации и самовыражения. «Смотри вокруг, смотри в себя» – вот главный принцип, которым руководствуется садовник. Даже хаос в природе – и тот красиво организован. В саду, как и в любой цветочной композиции, все должно быть гармоничным – и замысел, и цвет, и форма, и объем, и линии. Открытость миру природы предполагает умение чутко внимать ему. Китайский сад воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир тонких восприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. «Внутри сада есть еще сад», –  гласила древняя китайская поговорка. Сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире».

Здесь следует отметить такое самобытное и поразительное изобретение Китая как «сады на подносе», которое японцы позже трансформировали в бонсай. Растить сад – все равно, что создавать миниатюру: и то и другое требует неистощимого терпения и невозмутимого спокойствия души.

Поэзия японского сада

Любой японский сад включает в себя пять компонентов: один духовный и четыре материальных – это идея (или сюжет), камень, вода, растение и архитектурные элементы.

Если вы решили создать японский сад, первое, что вам нужно сделать — подумать над сюжетом сада. Идей огромное количество — все зависит от вашего воображения и душевного состояния. Затем продумать пейзажную композицию как воплощение вашего сюжета.

В вашей истории камень может символизировать различные образы: валуны – Будду, горы; маленькие камни — водопад или горный поток, белый гравий — море. Каменная пагода — символическое изображение храма. Вода как символ очищения может быть представлена в виде небольшого водопада или журчащего ручья.

Растениям уделяется особое внимание. Здесь такой принцип: чем меньше сад, тем более компактные растения должны в нем расти

Непременным атрибутом для японского сада являются: сакура — декоративная вишня, сортов которой огромное количество; бамбук — есть несколько специально выведенных сортов, которые морозоустойчивы и подходят для нашего климата; сосна. Обязательным для японского сада являются ароматы роз, магнолий, сирени, глицинии и др.

Основными архитектурными элементами для японского сада выступают круглые формы окон, символизирующие луну, и всевозможные арки, олицетворяющие солнце.

Цветовая гамма японских садов очень сдержанная, преобладающие цвета — зеленый, серый и коричневый.

Философия японского ландшафтного дизайна

Так или иначе, а идеи, реализованные на веренице островов на восточной окраине Азии, развились под влиянием дзэн-буддизма, который был привезен из Китая в тринадцатом веке, и дополнились самобытностью Японии. Оценка и понимание традиционного японского сада является сложной и трудной задачей. Визуальные объекты и конструкции, воспринимаемые западным обывателем по различию форм, текстуре и цвету менее важны для азиатского ценителя. На первый план выходят невидимые философские, религиозные и символические значения. Понимание приходит с анализом истории происхождения и значения ключевых элементов, присутствующих в той или иной форме, почти в каждом японском саду: воды, камней, растений… При проектировании парков используют такие элементы, как пруды, ручьи, водопады, острова и холмы, чтобы создать миниатюрные репродукции природных пейзажей.

Планирование участка

Китайский стиль отличается правильными и четкими углами и линиями, а планирование чаще всего осевое на базе «восьмиугольника Багуа». То есть участок делится на 9 секторов, каждый из которых фэн-шуй отводит под свой вид энергии. Участок должен иметь холмистый рельеф, а если холмов нет, их придется создавать.

В первую очередь выбирается центр композиции. Обычно это самое высокое место, где предоставляющее максимальный обзор и живописный вид. Главное, чтобы этот композиционный центр был виден из любой точки сада.

Поскольку философия Китая приписывает цветам целебные свойства, цветовая гамма имеет большое значение:

  • Черный и синий— исцеление и расслабление.
  • Ярко-желтый и темно-красный — жизненная энергия и радость.
  • Белый и фиолетовый — спокойствие.

Свои ноты вносят декоративные кустарники и растения с яркими цветами.

Ландшафтные композиции

Несмотря на то, что все ландшафтные композиции в китайском стиле имеют единую философскую концепцию, они всё же подразделяются на несколько видов. В зависимости от оказываемого эмоционального воздействия, различают:

Смеющийся сад

Привлекает внимание богатой цветовой палитрой и насыщенностью красок. Здесь яркое всё – и растения, и дорожки, и постройки.
Идиллический сад

Это место спокойствия и умиротворения. Характерные признаки – уютная беседка, тихая водная гладь, неброские цвета.
Угрожающий сад. Олицетворяет необузданное величие стихий, выраженное бурлящими потоками, шумными водопадами, искривлёнными деревьями и могучими каменными глыбами.

Примечательно, что эти зоны должны одновременно присутствовать на территории участка. Планомерно сменяя друг друга, они делают китайский сад многоликим, напоминающим реальный мир, постепенно открывающий свои секреты любознательному путнику.

Основные элементы восточного стиля

В Китае можно выделить шесть основных типов садов: при императорских дворцах, императорских гробницах, храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады учёных-философов. При этом в каждом регионе, в каждой провинции свои традиции, стиль и характер садовника и, выражаясь современно, ландшафтного дизайнера.

Второе направление — проектирование ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоёмов и водопадов, мостов и мостиков, рукотворных скал или гор. В таких садах обязательна организация высадок растений большими группами, пересечёнными извилистыми дорожками, «речками или ручьями», визуально и территориально разделёнными. В садах высаживают группами миндаль, яблони, вишни, сливы, декоративные персики, древовидные пионы, розы, лагерстремии, сирени или другие красивоцветущие древесно-кустарниковые виды растений.

Основная воплощаемая идея ландшафтного восточного сада «… чтобы, проходя садом, в каждой новой точке обзора, за его видимыми пределами, имелся (хоть зрительно) ещё и следующий новый вид (ландшафт)»

Важно в саду создать иллюзию его «безграничности», но при этом ничто не должно «бить в глаза», быть слишком ярким и броским, и при этом без пустых и потерянных мест. В саду важно организовать такие места, которые всегда будут притягивать, завлекать, создавать настроение

Планирование участка

Китайский стиль отличается правильными и четкими углами и линиями, а планирование чаще всего осевое на базе «восьмиугольника Багуа». То есть участок делится на 9 секторов, каждый из которых фэн-шуй отводит под свой вид энергии. Участок должен иметь холмистый рельеф, а если холмов нет, их придется создавать.

В первую очередь выбирается центр композиции. Обычно это самое высокое место, где предоставляющее максимальный обзор и живописный вид. Главное, чтобы этот композиционный центр был виден из любой точки сада.

Поскольку философия Китая приписывает цветам целебные свойства, цветовая гамма имеет большое значение:

  • Черный и синий— исцеление и расслабление.
  • Ярко-желтый и темно-красный — жизненная энергия и радость.
  • Белый и фиолетовый — спокойствие.

Свои ноты вносят декоративные кустарники и растения с яркими цветами.

Растения для китайского сада

Компания «ПозитивПроект» использует в озеленении яркие, пышные растения. Каждое из них рассматривается как определенный символ:

  • декоративные формы сосен, можжевельник, пихты, другие хвойные растения символизируют долголетие;
  • символом семейного счастья являются плодовые деревья: вишни, груши, яблони;
  • кустарники с цветной листвой символизируют радость и энергию (бересклет, форзиция, таволга).

Много внимания уделяют цветам:

  • плетистые розы, клематис, другие вьющиеся виды используют для арок, шпалер, заборов;
  • высокие и крупные многолетники (пионы, лилии и пр.) используют как яркие цветовые акценты;
  • нежелательно сажать растения с мелкими цветками. Лучше избегать пестроты, не рекомендуется использование полевых растений.

Клумбы не должны иметь строгие или правильные очертания — чем естественнее они выглядят, тем лучше. Газоны используются только в качестве фона для декоративных растений или композиций, они не должны доминировать в дизайне.

Предпосылки развития садово-паркового искусства Японии

За сотни лет своего существования, озеленение в Японии превратилось в оригинальную художественную форму и стало важной частью культуры страны. Искусство японского сада тесно связано с архитектурой и обработкой натуральных материалов, которые являются неотъемлемой частью ландшафтного дизайна

История японской традиции художественного оформления уличного пространства восходит примерно к 7 веку, а первые документы об их дизайне относятся к 10 веку.

Остатки древних каменных сооружений, датируемых 5 веком нашей эры, имеют отдаленное внешнее сходство, с встречающимися в ландшафтном дизайне образцами. Подобные древности, в виде плоских вертикальных, расположенных кругом камней, обнаружены археологами на острове Акито и на Хоккайдо. Однако ученые склоняются к версии, об использовании их для проведения духовных ритуалов, а не для красоты. Будет вполне справедливым утверждение, что для того периода концепция централизованного планирования парков и садов была не столь актуальна. Эти камни были объектами поклонения и местом воздания молитв духам природы. Но духовные основы сублимировались в художественные формы осмысленного размещения камней в садах и парках. В период с седьмого века по десятый, привносились новые культурные и религиозные аспекты из Китая и Кореи. Именно они и сыграли важную роль в развитии садово-паркового искусства Японии, стали философской основой для оригинального японского видения пространства. Компоновка камней подчеркивает уважение к природе и абстрактным представлениям мира, полученным из религии и философии. Дизайнеры используют натуральные камни без какой-либо искусственной обработки.

Элементы японского сада

Важное понятие для японского садово-паркового ансамбля — «простота», которую не следует путать с однообразностью и монотонностью. В понятие закладывается достижение максимального эффекта минимальными средствами

Чайные домики или беседки частично скрыты за деревьями или оградами. Каменные фонари устанавливаются рядом с деревьями и кустарниками, чтобы не становится главными объектами осмотра. Красочные аксессуары исключаются. Приветствуются природные приглушенные цвета.

Постройки, мосты, заборы, дорожки проектируются с использованием естественных материалов. Дизайнер сада должен скрывать свои творческие инновации и креативные идеи под видом природы.  Скрупулезно обрезанный бонсай, должен казаться вековым деревом, выросшим естественным образом.

Пруды, фонтаны, водопады и мосты

Пруд, является одним из основных элементов в японских садах. Для соответствия естественному аналогу, техногенные пруды асимметричны. Берег водоемов обычно подчеркнут камнями. Поток воды из водопада или ручья, устремленный к пруду символизирует человеческое существование: рождение, жизнь и смерть. Звук и внешний вид воды меняется по ходу следования от бурного и стремительного потока до безмятежной тишины спокойной глади.

Фонтаны иногда располагаются у подножия холмов, на его склонах или в сени леса. Нередко использование источников и колодцев. Это сделано как для функционального использования, так и из эстетических целей.

Мост является как продолжением дорожек, так и декоративным дополнением. Традиционно деревянные опоры мостков остаются необработанными. Мосты, пересекающие песок в садах камней не несут функциональной нагрузки. Это исключительно декоративное устройство, используемое для духовной медитации. Каменные мосты, выполненные без поручней, подчеркивают, как декоративность сооружения, так и настраивают на духовный лад, убирая преграду между гостем и окружением. Мосты бывают разных форм и стилей. Используемые материалы варьируются. Применяют как обработанные, так и необработанные камни, разные виды древесины. Планируя несколько мостов, стараются избежать повторения, чтобы добиться эстетического разнообразия.

Садовые тропинки и дорожки

Тропинки, как и многие другие элементы японского сада, уходят своими корнями к традициям проведения чайной церемонии. Они стали характерной чертой разнообразных ландшафтов. Изначально каменные тропинки служили альтернативным путем, позволяющим миновать покрытые мхом участки. Плоские ступеньки служили не только для сохранения травы, а также для облегчения в ориентировании посетителя при перемещении к определенному визуальному объекту.

Камни располагаются с переменным интервалом, составляя не повторяющиеся узоры

Дизайнер тщательно размещает камни, обращая особое внимание на форму, цвет и размер. Каменные ступени располагают возле веранды, входа в дом, или в чайную комнату

Планируется, что гость разуется и оставит свою обувь на ступеньке перед входом. Противопоставление природных и искусственных камней в естественной среде подчеркивают образ.

Ограды и стены

В японских традиционных садах используется три типа оград: невысокий короткий забор от дома до сада, внутренний забор и внешняя ограда. Наружное ограждение — это первое сооружение, которое встречает при приближении к саду. Оно обычно реализуется из толстых плотно собранных ветвей, являясь своеобразной защитной стеной. Тем не менее внешний вид зависит от типа сада, который оно окружает. Например, ландшафтный садовый забор не реализуют массивным, чтобы сохранить иллюзию обширной территории.

Часто используются бамбуковые ограждения. Они могут быть различных текстур и узоров, являясь фоном для выгодной подачи растений и цветов. Внутренние ограды, как правило, не сплошные, служат перегородками. С их помощью подчеркивается легкость и естественность пространства.

Символичность

Китайский сад – это не только один из вариантов ландшафтного дизайна, но и проекция души его владельца. Ведь он бывает выстроен согласно правилам фэн-шуй, в которых всё подчиняется гармонии окружающего мира. Согласно этому учению, пространство, окружающее человека, должно содержать элементы, которые символизируют составляющие нашей Вселенной. Поэтому и составляющие китайского сада – знаки «инь» и «янь» – олицетворяют единение противоположностей. Они в парках Поднебесной сочетаются таким образом, чтобы давать возможность «ци» – живительной энергии – свободно перемещаться в пространстве. К тому же большинство элементов также символизирует различные жизненные состояния, к примеру, персик означает благополучие, пион – богатство и т. д.

Символичность

Китайский сад – это не только один из вариантов ландшафтного дизайна, но и проекция души его владельца. Ведь он бывает выстроен согласно правилам фэн-шуй, в которых всё подчиняется гармонии окружающего мира. Согласно этому учению, пространство, окружающее человека, должно содержать элементы, которые символизируют составляющие нашей Вселенной. Поэтому и составляющие китайского сада – знаки «инь» и «янь» – олицетворяют единение противоположностей. Они в парках Поднебесной сочетаются таким образом, чтобы давать возможность «ци» – живительной энергии – свободно перемещаться в пространстве. К тому же большинство элементов также символизирует различные жизненные состояния, к примеру, персик означает благополучие, пион – богатство и т. д.

Период Муромачи (XIV—XVI в.в.)

Примерно в конце XI века в период Хэйан сухие скалистые ландшафты стали господствовать в японских садах. Профессиональные садовники тогда назывались «монахи, которые укладывают камни». Это может показаться немного странным для нас, современных граждан, но буддизм настолько влиял на ландшафтный дизайн садов, поэтому не удивительно, что монахи были ответственны за проектирование и создание дзэн садов.

Только в период Муромачи дзен сады настолько развились, что они получили широкую славу и продолжают радовать нас и сейчас. Говорят, что отцом ландшафтного дизайна Дзен был Мусо Сосеки, великий монах Дзэн, который создал один из самых старых каменных садов и принес популярность этой загадочной технике озеленения.

В то время как сады Хейан отражали неустойчивость жизни, сады Муромачи отвергают переменчивость мира. Садоводы в этот период обнажили природу и создали дзен-сады в основном из скал и песка, чтобы выявить истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кусты, но они не были главными элементами ландшафта. Это не значит, что особняки Муромачи полностью пренебрегли традициям создания прудов. Пруды в дзен саде есть, но они без воды. Монахи рисуют волнистые узоры на песке граблями, имитируя волнообразные движения воды. Все камни в саду символизируют собой элементы, присущие обычным японским садам, такие как острова, горы, деревья, мосты и даже животные.

Все сады Дзэн, которые были созданы уже после периода Муромачи, на самом деле являются неотъемлемой частью наследия именно этого периода. По сей день в Японии и в разных странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных озеленителей. Тем не менее, сады Дзэн, построенные в период Муромачи, всегда остаются почитаемыми как древние прототипы этого уникального ландшафтного стиля.

История создания

Древний китайский сад имеет не только многовековую богатую культуру, но и уникальные особенности. Он существует уже более пяти тысячелетий. Выполняемые в различных стилях древние виды китайских садов считались лучшими среди существующих трёх систем структурного разбивания парков в мире. Такими они являются и в наши дни.

История китайских садов ведёт своё начало с династий Шан и Чжоу. Тогда они назывались «юъ», что означало «ближайший от пейзажа». Это было красивое место, предназначенное для общения и игр. Во времена династии Хань китайский сад строился как вилла и назывался «юань». Здесь императоры могли отдыхать и обсуждать государственные дела.

Основная идея, которую олицетворяет китайский сад, огород – это «сотворение природного мира» в миниатюре. При его создании максимально используется естественный ландшафт со всеми особенностями географической зоны. Этот подход и сегодня можно наблюдать во многих национальных парках, особенно если речь идёт об императорских или монастырских китайских садах.

Влияние сада на мир

Китайский сад повлиял за время своего существования на все стили садов. Очень многое из него перешло в японский сад. Это обмен знаниями, озера и павильоны наподобие китайских, интимные сады для медитации и отдыха, сад камней, церемония чаепития в саду, воссоздание островов бессмертных.

В европейские сады вместе с путешественниками пришла природная линия, отсутствие четкой геометрии, асимметрия, беседки в китайском стиле с крышами-лодочками, маскировка,натурализм, мосты. Он вмешался в строгую геометрию французского сада, английский формальный сад, царский русский сад. К концу ХIX века в Европе не было страны, в которой не было бы мотивов китайского сада. 

Концептуальные особенности колониального стиля

Садовый участок в колониальном стиле это:

  • Эклектичность и, как следствие, легкая небрежность и одичалость, отражающие мерную, неторопливую жизнь колонистов.
  • Уединенность – сад всегда разбивают за домом, используя постройку, как надежную ограду. При этом колониальный сад тесно связан с домом и является его продолжением.
  • Обилие растений в кадках, контейнерах, уличных вазонах.
  • Наличие грядок с «кухонными», пряными и лекарствами травами, с овощами.
  • Присутствие теплолюбивых и экзотических растений.
  • Использование естественных, неприхотливых и недорогих материалов для постройки малых архитектурных форм.
  • Довольно большое, по сравнению с другими стилями, количество удобной садовой мебели – плетеные кресла, скамейки, скамейки-качели.
  • Декор в виде белых, простодушного вида садовых скульптур и керамических кашпо на стенах. А также белые деревянные заборчики, с помощью которых зонируют территорию участка.

Кроме того, сад в колониальном стиле может иметь те или иные этнические акценты: уклон в традиционную английскую стилистику, в голландскую, французскую или мексиканскую… Все зависит от того, выходцы из какой страны населяют конкретную местность.

Символичность

Китайский сад – это не только один из вариантов ландшафтного дизайна, но и проекция души его владельца. Ведь он бывает выстроен согласно правилам фэн-шуй, в которых всё подчиняется гармонии окружающего мира. Согласно этому учению, пространство, окружающее человека, должно содержать элементы, которые символизируют составляющие нашей Вселенной. Поэтому и составляющие китайского сада – знаки «инь» и «янь» – олицетворяют единение противоположностей. Они в парках Поднебесной сочетаются таким образом, чтобы давать возможность «ци» – живительной энергии – свободно перемещаться в пространстве. К тому же большинство элементов также символизирует различные жизненные состояния, к примеру, персик означает благополучие, пион – богатство и т. д.

Планирование участка

Китайский стиль отличается правильными и четкими углами и линиями, а планирование чаще всего осевое на базе «восьмиугольника Багуа». То есть участок делится на 9 секторов, каждый из которых фэн-шуй отводит под свой вид энергии. Участок должен иметь холмистый рельеф, а если холмов нет, их придется создавать.

В первую очередь выбирается центр композиции. Обычно это самое высокое место, где предоставляющее максимальный обзор и живописный вид. Главное, чтобы этот композиционный центр был виден из любой точки сада.

Поскольку философия Китая приписывает цветам целебные свойства, цветовая гамма имеет большое значение:

  • Черный и синий— исцеление и расслабление.
  • Ярко-желтый и темно-красный — жизненная энергия и радость.
  • Белый и фиолетовый — спокойствие.

Свои ноты вносят декоративные кустарники и растения с яркими цветами.

История создания

Древний китайский сад имеет не только многовековую богатую культуру, но и уникальные особенности. Он существует уже более пяти тысячелетий. Выполняемые в различных стилях древние виды китайских садов считались лучшими среди существующих трёх систем структурного разбивания парков в мире. Такими они являются и в наши дни.

История китайских садов ведёт своё начало с династий Шан и Чжоу. Тогда они назывались «юъ», что означало «ближайший от пейзажа». Это было красивое место, предназначенное для общения и игр. Во времена династии Хань китайский сад строился как вилла и назывался «юань». Здесь императоры могли отдыхать и обсуждать государственные дела.

Основная идея, которую олицетворяет китайский сад, огород – это «сотворение природного мира» в миниатюре. При его создании максимально используется естественный ландшафт со всеми особенностями географической зоны. Этот подход и сегодня можно наблюдать во многих национальных парках, особенно если речь идёт об императорских или монастырских китайских садах.

Философия в устройстве зеленой зоны

Китайский сад — это чаще всего пейзажный сад, в котором каждый архитектурный элемент имеет свое символическое значение. Особенностью зеленой зоны можно назвать характерную для нее иерархичность, отношения подчиненности между отдельными элементами, при обязательном соблюдении баланса и гармонии в духе фэн-шуй.

Сад с настроением Поднебесной – это результат усилий человека и природы, при этом рукотворные элементы (здания, скульптуры, архитектурные формы малых размеров) удивительно гармонично становятся элементами ландшафта, так что искусственное порой не так просто отличить от естественного.

Философия в устройстве зеленой зоны

Китайский сад — это чаще всего пейзажный сад, в котором каждый архитектурный элемент имеет свое символическое значение. Особенностью зеленой зоны можно назвать характерную для нее иерархичность, отношения подчиненности между отдельными элементами, при обязательном соблюдении баланса и гармонии в духе фэн-шуй.

Сад с настроением Поднебесной – это результат усилий человека и природы, при этом рукотворные элементы (здания, скульптуры, архитектурные формы малых размеров) удивительно гармонично становятся элементами ландшафта, так что искусственное порой не так просто отличить от естественного.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий