Нервная система и поведение пчел

Нервная система и поведение пчел

Страница 2 из 6

Поведение пчел

Важное значение в поведении пчел имеют рефлексы и инстинкты. В соответствии с учением И

П. Павлова у пчел различают рефлексы условные (приобретенные) и безусловные (врожденные). Примером условных рефлексов пчелы может быть временное распознавание ориентиров на местах кочевок пасек, полеты к цветкам определенных видов растений до тех пор, пока у них выделяется нектар. Инстинкты представляют собой сложные акты поведения, сформировавшиеся в процессе исторического развития вида, например, строительство сотов, уход за личинками в ячейках.

Поведение и взаимосвязь между членами семьи осуществляются на основе целого комплекса реакций

Важное значение в этом имеют ферромоны, которые вырабатываются маткой и регулируют поведение всех пчел семьи, их физиологическое состояние и функции

Сложным является поведение пчел при сборе корма. Для пчелиной семьи летная деятельность наиболее4 напряженная, требует значительных затрат энергии и проявляется в тесной взаимосвязи между ее членами. Продуктивность семьи на заготовке корма зависит от поведения каждой пчелы в частности и от работы семьи как биологической единицы в целом.

В процессе эволюции в результате естественного отбора кормодобывающая деятельность усиливалась. В этом же направлении осуществляется селекция и в современных условиях. Количество собранного меда является основным признаком хозяйственной ценности пчелиных семей. Чем больше общий сбор, тем выше выход товарной продукции. Вместе с тем увеличивается и количество посещенных и опыленных цветков, в результате чего растет урожай насекомоопыляемых культур.

Сбор нектара. Инстинкт сбора и накопления про запас меда становится настолько сильным, что семья может выполнять эту работу с полным напряжением целый год, лишь бы цвели растении и были благоприятными условия для летной деятельности. В отдельные периоды даже немного ослабевает размножение. Об этом свидетельствуют такие факты, как ограничение откладывания яиц маткой, воспитание расплода, уменьшение4 ройливости во время сильного медосбора. В условиях периодичности цветения растений, кратковременного, но бурного выделения нектара приспосабливаемое!!) семьи к наиболее активной летной работе стала характерной чертой в эволюции вида на современном этапе.

Соответственно условиям климата и растительности Украины первые4 вылеты после4 перезимовки пчелы осуществляют в третьей декаде марта (отклонения составляют 15 дней), когда зацветают мать-и-мачеха, подснежники и другие нектаро-, пыльцоносные растения. Заканчивается cбop корма в октябре, когда температура днем опускается ниже 8°С тепла. Оптимальные условия для интенсивной работы наступают в июне июле, когда в ульях наибольшее количество пчел, цветки щедро выделяют нектар, а продолжительный день и тепло благоприятны как для развития растений, так и для лёта сборщиц.

  • В начало
  • Назад
  • 2
  • Вперёд
  • В конец

Вегетативная нервная система

Помимо центральной и периферической систем, существует еще и вегетативная (симпатическая) нервная система, которую иногда выделяют отдельно. Она состоит из нескольких непарных ганглиев, находящихся за пределами брюшной нервной цепочки в голове и груди. Симпатическая нервная система управляет работой мышц и внутренних органов, в том числе, желез внутренней секреции.

Анатомически симпатическая нервная система подразделена на 3 отдела:

Рото-желудочный отдел

Его ганглии находятся над передним отделом кишечника. Одной из самых важных его частей является лобный ганглий. Он отвечает за работу наличника, верхней губы, сердца, аорты и передней кишки, отдавая к ним нервные волокна. У некоторых групп насекомых этот отдел также отвечает за глотание.

Брюшной отдел

Он представлен так называемым вентральным непарным нервом и управляет функцией мышц, в том числе, и крыловых. Если насекомому удалить этот нерв, при передвижении у него быстро развивается утомление.

Роль стресса в развитии заболеваний

   Роль стресса в развитии заболеваний

 В бешеном ритме городской жизни невозможно избежать тревожных ситуаций. Научный прогресс, постоянное эмоциональное напряжение и большое количество информации, которое окружает современного человека, неизбежно приводят к стрессовому состоянию.

   В первую очередь, стоит отметить, что стресс – это реакция организма на стрессогенные факторы.  Подобные реакции снижают защиту человека и способствуют быстрому развитию всевозможных заболеваний, как скрытых, так и явных.   Какие же это факторы? Их условно делят на 2 группы: организационные (перегрузка, неинтересная работа, конфликт ролей) и личностные (болезнь/ смерть близкого, увольнение/смена работы, свадьба/развод, уход на пенсию, потеря вложенных средств, наказание/выговор, привлечение к суду и др.)  Какую же роль играет стресс в жизни людей и как он влияет на состояние здоровья человека?

    Рассмотрим некоторые из «побочных действий» стресса:   Мозг – ухудшается кровоснабжение из-за сужения сосудов и появляется кислородное голодание клеток мозга.   Нервная система – стресс способствует появлению бессонницы, неврозов, депрессий, синдрома хронической усталости.   Кожа – стресс может стать одной из причин появления псориаза, крапивницы, экземы, угревой сыпи.   Сердечно-сосудистая система – появляются учащенные сердцебиения, аритмия, головные боли и мигрени, гипертоническая болезнь   Дыхательная система – наблюдается учащенное дыхание, астма  

   Желудочно-кишечный тракт – нарушается пищеварение, появляются запоры, язва желудка,может появиться язвенный колит.   Эндокринная система – нарушается баланса гормонов, поражаются железа внутренней секреции, резко увеличивается глюкоза в крови, может появиться сахарный диабет.   Мочеполовая система – воспаляется мочевой пузырь, нарушается менструального цикла, может появиться бесплодие у женщин, затрудняется эрекция, снижается активность сперматозоидов, возможна импотенция у мужчин.   Мышечная система – высокий мышечный тонус сохраняется даже в покое.   Иммунная система – резко снижается иммунитет.

   Теперь вы знаете и видите, что стресс может повлиять практически на все органы вашего организма.

   Каковы же признаки того, что у вас развился стресс?-быстрая утомляемость, рассеянность, снижение памяти, невозможность сосредоточиться – частые ошибки в работе, потеря чувства удовлетворенности от проделанной работы – потеря чувства юмора, увеличение числа выкуриваемых сигарет- повышение употребления алкоголя- нарушения сна, раздражительность, головные боли, боли в животе, нижней части спины.   Если у вас есть 3-5 из перечисленных признаков, то это служит сигналом для того, чтонеобходимо не ждать, пока стресс перейдет в болезнь, а необходимо активно действовать.  

Средства для укрепления ЦНС

Укрепление центральной нервной системы требует комплексного подхода. Поэтому придется учесть сразу несколько факторов:

  • питание, витамины;
  • отказ от вредных привычек;
  • спорт;
  • сон;
  • режим дня;
  • отдых и периодизация нагрузок.

Чтобы понять, почему для укрепления требуется так много средств, следует рассмотреть, как работает ЦНС. Тело и психика тесно связаны, это уже давно официально подтверждено медициной. Существует даже такое направление, как психосоматика, где исследуют влияние психики на состояние физического тела. Отдельные заболевания получили название психосоматических.

Когда ребенок подвергается влиянию стресса, его мышцы напрягаются. Это защитная реакция организма, которая позволяет обрести равновесие. Однако при постоянном воздействии стресса возникает заболевание. Это может быть комплекс расстройств, связанных с неправильной работой желудка, бессонницей, головной болью, ухудшением памяти и самочувствия. Можно годами лечить отдельные симптомы, хотя причина их в неправильной работе ЦНС.

Вот почему так важен комплексный подход. Нужно следить за сном, питанием, физическими нагрузками, витаминами и минералами в рационе, чтобы не допустить сбоев в работе ЦНС.

Сон и вредные привычки

Некоторые вещи влияют на нервную систему, но мы их не замечаем. Это связано с вредными привычками: перееданием, неправильным сном, сидячим образом жизни. Такое поведение негативно влияет не только на нервную систему, но и на иммунитет. Нормализация сна — первое, с чего стоит начать после занятий спортом. Сон индивидуален, здоровому взрослому человеку нужно около 7-8 часов сна в сутки. Ребенку требуется от 8 до 11 часов сна в сутки в зависимости от возраста.

Нормализация сна может вернуть душевное равновесие, спокойствие. Ребенок, который будет нормально высыпаться, станет более внимательным на уроках. Биохимические процессы мозга придут в норму

Также стоит обратить внимание на рацион. Если у ребенка бессонница, причина может быть в неправильном питании

Статья составлена с использованием следующих материалов:

Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. — 3-е издание., доп.— М.: Высш.школа, 1980. — 416 с.,ил.

2.

Бондаренко Н.В., Поспелов С.М., Персов М.П. – Общая и сельскохозяйственная энтомология. – М.: Колос, 1983.-416 с.

3.

Захваткин Ю.А., Курс общей энтомологии, Москва, «Колос», 2001 – 376 с.

4.

Шванвич Б.Н. Курс общей энтомологии. — М.Л. Советская наука. 1949.—900 с., ил.

Изображения (переработаны):
5.

Бондаренко Н.В., Поспелов С.М., Персов М.П. – Общая и сельскохозяйственная энтомология. – М.: Колос, 1983.-416 с. Иллюстрации из книги

6.

Захваткин Ю.А. Курс общей энтомологии. – Москва, «Колос», 2001 – 376 с., Иллюстрации из книги.

Свернуть
Список всех источников

Правильное питание — основа здоровья ЦНС

Для правильной работы ЦНС требуются витамины, которые должны поступать внутрь с едой. Человеку необходимы витамины группы А, В, С, D, аминокислоты, микроэлементы, минералы. Но правильное питание не ограничивается только этим — требуется сбалансированный рацион:

  • больше зелени;
  • достаточная калорийность;
  • овощи и фрукты, натуральные соки;
  • нужное соотношение белков, жиров и углеводов.

На состояние нервной системы положительно влияют такие продукты, как речная и морская рыба, нежирное мясо, кисломолочные продукты, орехи, овощи и фрукты, зерновые культуры. В меню должно быть достаточно фосфора, кальция, железа и калия.

Центральная нервная система

В центральной нервной системе пчелы различают головной
мозг и брюшную нервную цепочку.

Головной мозг. Он состоит из надглоточного и подглоточного
ганглиев, соединенных между собой тяжами.

Надглоточный ганглий. По своему значению и физиологической
роли в какой-то мере напоминает головной мозг высших животных. Он
является координирующим центром активной деятельности пчелы. Вследствие
этого основная масса мозга состоит из чувствительных и особенно
ассоциативных клеток, а не двигательных. Он возник в результате полного
слияния трех отдельных ганглиев. В надглоточном ганглии выделяют три
крупных отдела: протоцеребрум, дейтоцеребрум, тритоцеребрум (прото-,
дейто-, трито- от греческих слов „первый”, „второй”, „третий”; церебрум
— по-латински „мозг”) (рис.35).

Рис. 35. Головной мозг пчелы с главными нервами (вид спереди):

вгн – вернегубный нерв; фг – фронтальный ганглий; пдг –
подглоточный ганглий; дц – дейтоцеребрум; зл – зрительная лопасть; сг –
сложный глаз; пц – протоцеребрум; пг – простой глаз; анн – антеннальный
нерв; фк – фронтальный коннектив; нгн – нижнегубной нерв; нчн –
нижнечелюстной нерв; мдн – мандибулярный нерв.

Протоцеребрум — это первый, или передний, самый крупный
и наиболее сложно устроенный отдел мозга. В нем развито около шести
крупных ганглиозных ассоциативных центров: протоцеребральные лопасти,
протоцеребральный мост, центральное тело, стебельчатые (грибовидные)
тела, межцеребральная часть, вентральные тела. Наиболее развита
парастебельчатых тел. Они считаются высшим ассоциативным и
координирующим центром нервной системы, состоят из скоплений
ассоциативных нейронов. Степень развития грибовидных тел тесно
коррелирует со сложностью поведения насекомых. Они достигают
максимального развития у общественных насекомых (ос, пчел, муравьев),
ведущих по сравнению с другими более сложный образ жизни и обладающих
высокой способностью к обучению. Это дает основание считать грибовидные
тела главными регуляторами жизнедеятельности насекомых. Амбрустер
(1913) назвал их „органами интеллекта”. В них переплетаются самые
разнообразные нервные процессы, впечатления и импульсы, рефлексы и
инстинкты.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ПОВЕДЕНИЕ ПЧЕЛ

Пчелы имеют высокоразвитую нервную систему и органы чувств, благодаря которым осуществляется постоянная связь пчелиной семьи с внешней средой. Нервная система состоит из нервных клеток, в которых различают расширенную часть – тело и отростки, Один из отростков значительно длиннее остальных, и его называют нервным волокном. Отростки заканчиваются нервными окончаниями, которые, примыкая друг к другу, образуют единую систему. Нервная система делится на периферическую и центральную. Клетки периферической нервной системы называются чувствительными нервными клетками и входят в состав органов чувств. Центральную нервную систему образуют надглоточный и подглоточный нервные узлы (ганглии), в которых сконцентрированы тела нервных клеток и брюшная нервная цепочка. Надглоточный ганглий размещен в голове над глоткой. По своей физиологической роли он напоминает мозг высших животных и определяет поведение пчел. Подглоточный ганглий, который значительно меньше надглоточного, размещен под глоткой. От него отходит брюшная нервная цепочка, состоящая из двух грудных и пяти брюшных ганглиев. От этих ганглиев, в свою очередь, отходят нервы ко всем органам и тканям. Они-то и составляют периферическую нервную систему. Нервные узлы и нервы, регулирующие функцию внутренних органов, называются симпатической (вегетативной) нервной системой.

Поведение пчел. Все проявления жизнедеятельности насекомого, доступные непосредственному наблюдению, называются поведением пчел. Все формы поведения, независимо от того, полет это или работа по строительству сотов, обусловлены сокращением скелетных мышц. Мышцы приводятся в действие нервами, по которым идут к мышцам сигналы от органов чувств, и центральная нервная система вызывает их сокращение. При отсутствии сигналов мышца расслаблена. К разным мышцам сигналы подаются неодновременно, а в такой последовательности, чтобы их сокращение сложилось в определенную форму поведения. Органами чувств пчела воспринимает изменения в окружающей обстановке. Сигналы об этом подаются в центральную нервную систему, которая согласует работу мышц с изменениями внешних условий. Так происходит ответная реакция организма на раздражение, которая называется рефлексом.

Пчела рождается с готовым набором безусловных рефлексов (инстинктов), передающихся из поколения в поколение, и приобретает новые в процессе жизни (условные рефлексы).

Среди многих инстинктов пчелиной семьи наиболее сильно проявляются инстинкты сбора пищи, роения, строительства сотов, защиты гнезда. Приобретенные рефлексы вырабатываются у пчел на основе безусловных. Пчелы, приученные брать корм на фоне желтого или синего квадрата, продолжают посещать эти квадраты после удаления кормушки. Условный рефлекс можно выработать у пчел на запах, место, время и т. д., но при этом должен обязательно участвовать наиболее сильный безусловный раздражитель — пища. Условные рефлексы сравнительно быстро приобретаются, но также быстро и утрачиваются. С прекращением выделения нектара пчелы утрачивают рефлекс на цвет, форму и запах цветков, с которых они брали нектар.

Условные рефлексы имеют важное значение в жизни пчелиной семьи. При ориентировочном облете пчелы запоминают место расположения своего улья, при полете за нектаром — путь к источнику медосбора и обратно к пасеке; запоминают окраску цветков, их форму и запах

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий