Что делать, если при транспортировке повредили улей?
Поломка может произойти не только из-за несоблюдения правил перевозки: транспортировка роя – сложное мероприятие, т. к. ульи легко повредить в пути. По этой причине пчеловодам необходимо держать под рукой инструменты и приспособления для починки: заправленный дымарь, защитную одежду, воду и пасечную стамеску.
При ремонте используют глину и паклю: ими закрывают щели, чтобы насекомые не вылетели наружу. Сперва повреждение забивают паклей, а затем смазывают глинистой смесью. Для этого подойдет глиняный раствор, который рекомендуется приготовить заранее.
Если улей сильно поврежден, из него начинает вытекать мед. В этом случае нужно предпринять следующие меры:
- Откройте верхние летки и выпустите пчел наружу, дайте им успокоиться.
- Разберите домик и достаньте поврежденные соты.
- Уберите мертвых насекомых.
- Очистите улей, сделайте ремонт.
- Поменяйте сломанные соты на новые.
- Пополните запасы корма, обустройте гнезда.
- Закройте ульи и оставьте открытыми летки.
Помните о том, что пчелы раздражены и будут вести себя агрессивно. Используйте зажженный дымарь при работе и обязательно наденьте спецодежду.
Когда лучше перевозить пчел
Главным условием при перевозке пчел является их возможность после установки ульев на новом месте облететь близлежащие луга и леса. Поэтому, для того чтобы транспортировать пасеку, лучше выбирать время, когда пчелы активны, а не впадают в спячку. Идеальное время – начало весны и осени.
Если есть возможность спланировать время переезда, то лучше всего наметить его на период первых облетов пчел ранней весной. Для этого есть несколько причин:
- небольшое количество пчел и расплода в ульях;
- отсутствие тяжелых рамок с медом;
- нет свежих, недавно отстроенных сот.
Менять место расположения пасеки или перевозить пчел после покупки можно любым видом транспорта, но чаще всего это делают, используя автомобильные прицепы или тележки.
Ранней весной и при перевозке пчел осенью температура внутри улья понижается, а значит, насекомые не будут испытывать дискомфорт. Нельзя перевозить пчел в жаркое время года и при высокой температуре воздуха. Лучше всего делать это ночью или в дождливую, пасмурную погоду. В жару пчелы могут погибнуть. А перевозка зимой в морозные дни будет спряжена с дополнительными хлопотами.
До какого срока можно перевозить пчёл
Пчелосемьи можно перевозить не ранее очистительного вылета весной. После него наступает самое лучшее время для перевозки ульев. Число особей в пчелосемье в это время минимально, соты не заполнены.
Свободное пространство способствует лучшей вентиляции и позволяет избежать перегрева, поэтому микроклимат в домике при транспортировке не слишком изменяется. В летнее время в ульях уже имеется много расплода и незрелого мёда, рамки не полностью заполненные. В жару насекомые могут запариться и погибнуть в отсутствие должной вентиляции.
Самым лучшим временем считается вечер и ночь или раннее утро, когда нет жары и пчёлы меньше реагируют на стресс. В вечернее время все насекомые уже завершают вылеты и находятся в домике. Весной и осенью, когда стоит пасмурная или дождливая погода, переезд делается в дневное время. Это можно осуществить, так как в такую погоду вряд ли насекомые покинут гнездо и вся пчелосемья находится дома.
Перевозки пчёл для медосбора завершают, когда подходит время зимовки и перед образованием клуба. Обычно эти насекомые собираются в клуб в октябре – ноябре. После этого не рекомендуется их перевозить. Соответственно, зимой перевозку осуществляют только в самом крайнем случае.
Перевозка пчелиных ульев на телеге
Для удаленных местностей с плохими дорогами перевозить с помощью авто не слишком удобно. Бездорожье в некоторых случаях становится настоящей преградой. Решением может стать использование лошади с телегой. Если в хозяйстве есть собственная лошадь, то проблем совсем нет.
Перевозки ульев очень важны для процесса пчеловодства, но несоблюдение правил при транспортировке может навредить насекомым, поэтому, приступая к кочеванию, необходимо хорошо подготовиться.
Существуют такие виды прицепов, предназначенных для перевозки ульев:
- прицеп легкового авто;
- платформа;
- павильон.
Перемещать ульи на небольшое расстояние можно самостоятельно с помощью тележки — такая транспортировка на маленькой телеге будет многим вполне по силам.https://www.youtube.com/video/3FxprOANTG8
В кузове грузового авто осуществляют транспортировку ульев на большие расстояния. Маленькие пасеки можно перевозить в прицепе легкового автомобиля.
Знаете ли вы?Одна пчелиная колония насчитывает 50 тыс. особей и весит 5 кг.
Чтобы при переезде не нанести вред пчёлам, необходимо соблюдать такие рекомендации:
Для уменьшения воздействия вибраций на насекомых при движении машины нужно устелить днище платформы соломой.
Соты должны размещаться параллельно бортам машины.
Соблюдайте интервал между ульями в 10 см.
Грузить и выгружать пасеку следует с предельной осторожностью.
При движении автомобиля рекомендовано выдерживать скорость не более чем 50 км/ч.
Плотно укрепите рамы, чтобы при движении они были неподвижны.
Платформа
Платформа представляет собой миниатюрную пасеку на колёсах вместимостью в 50 ульев. Она бывает одноосной или двухосной.
- Достоинства использования платформы:
- может быть многоярусной;
- есть возможность установки накрытия, оберегающего ульи от дождя и солнца;
- вертикальное расположение пчелиных домиков позволяет упростить процесс извлечения сот.
Павильон
Выделяют 3 вида павильонов:
- стационарные, которые не имеют колёс для перемещения;
- передвижные;
- кассетные — имеют ячейки под пчелиные домики.
Зачем вывозить пчёл?
Передвижное пчеловодство – сложное и затратное дело, за которое берутся только бывалые пасечники. Перевозка ульев требует времени, денег и сил. Один улей без мёда весит 18-20 кг.
Несмотря на сложности, многие пчеловоды практикуют перевозку пасек. Причины передвижного пчеловодства:
- возможность установки ульев в экологически чистой зоне с целью получения высококачественного мёда;
- размещение пасеки возле определённых растений, чтобы собрать конкретный вид мёда – гречишный, люцерновый и т. д.;
- поиск мест, не занятых конкурентами, и более хорошей кормовой базы для пчёл.
Есть виды пчёл, которые неспособны летать за мёдом на большие расстояния. Обычно радиус облёта составляет 2-5 км. Благодаря доставке пасек к полям и посадкам с цветущими медоносами, мёд оказывается у пчёл в «шаговой доступности».
Делаем пасеку на колёсах своими руками
Кочевка пчел является, пожалуй, единственным действенным способом, с помощью которого можно увеличить количество мёда без модернизации имеющихся ульев. Именно по этой причине кочевое пчеловодство является привлекательным направлением для многих пасечников.
Ещё одним несомненным плюсом является то, что передвижную пасеку можно сделать своими руками, не потратив при этом большого количества денег.
Этот критерий очень актуален сейчас, когда финансовое положение в стране остаётся нестабильным. Итак, что понадобиться для того, чтобы кочевая пасека своими руками стала реальностью? Разумеется, что улья переделывать смысла нет, поэтому мы будем строить платформу для их транспортировки.
Пошаговая инструкция
Чтобы кочевое пчеловодство стало для вас реальность, потребуется прицеп в виде будки
В крайнем случае, сгодится прицеп с низкими бортами.
Из деревянной доски делаем каркас по внутренним размерам прицепа.
Важно правильно измерить каркас и улья. В идеале, на него должно становиться несколько рядов ульев с минимальным зазором между собой.
Позаботьтесь о надёжном креплении, чтобы в процессе транспортировки все улья оставались в исходном положении.
Полки второго яруса закрепляют не только саморезами, а и металлическими уголками, которые придают конструкции дополнительную жёсткость.
После крепления ульев обязательно проверьте надёжность крепежа на небольшом расстоянии
Желательно, чтобы при этом кто-нибудь наблюдал непосредственно за кузовом.
Немного усилий, и ваша пасека на колёсах готова к работе. Можете смело бороздить ближайшие просторы, выбирая наилучшее место для медосбора. Не забудьте только подготовить все необходимые документы и материалы.
Советы начинающему пчеловоду-кочевнику
Прежде чем самому выезжать с ульями «на природу», напроситесь в помощники к кочевнику-асу, и год-два поработайте подмастерьем у профессионала — так вы узнаете все тонкости и хитрости этого дела.
Отправляться в путешествие одному неразумно, ибо дорога полна неожиданностей. Кроме того, за большим количеством ульев ухаживать не так-то просто, да и пасеку нужно охранять от любителей полакомиться чужим медком. А еще, вы можете внезапно заболеть, и вам потребуется чья-либо помощь, поэтому оптимальный состав «медовой» экспедиции – два-три компаньона и верный пес.
Вывоз пчел – дело, к которому нужно подходить с великой ответственностью. Для того чтобы не промахнуться с выбором места под стоянку пасеки, необходимо заранее, в конце зимы выяснить у местных фермеров, что и где они планируют сеять, и на основании этих разведданных заключить с аграриями предварительное соглашение о сотрудничестве.
Поздней весной, незадолго до выезда, надо обследовать все взятые на заметку поля (или лесные угодья) и оценить состояние медоносов и качество подъездных дорог. Выбрав наилучший вариант, следует оформить с владельцем земли договор аренды участка и провести на нем подготовительные работы – выкосить сорняки, выровнять площадку под установку жилого вагончика, если нужно, сделать подставки под ульи.
Перед поездкой тщательно продумайте, что может понадобиться вам в экспедиции, и составьте список всего необходимого (начиная с мобильного телефона, денег документов и провианта, и заканчивая инструментами, рабочим инвентарем, ветеринарной аптечкой, запасом вощин и рамок).
Как его изготовить?
Сразу стоит отметить, что тележка для перевозки ульев изготавливается своими руками довольно-таки непросто. Для того, чтобы ваш подъемник функционировал должным образом, придется достаточно потрудиться. Апилифт необходимо делать в точности по инструкции, тогда он прослужит долго.
Инструменты и материалы
Наша тележка, схемы и размеры которой приведены в статье, будет свариваться из специальных профильных труб квадратной формы. Дополнительные материалы: болты, гайки, ролик с подшипниками, колеса, ручки с прорезинеными рукоятками, трос, пружины для создания натяжения. Также механизм апилифта обязательно оснащен катушкой, на которую трос будет наматываться. На подъемник потребуется еще и стальной прут (он будет служить опорой-стопором катушке).
Чтобы телега для перевозки уликов получилась идеальной, не забудьте про рулетку и точную разметку всех деталей.
Инструкция по изготовлению
В данном случае чертежи — это фото с детальным указанием размеров. Чтобы телега была красивой и правильно сложенной, предварительно позаботьтесь о наличии всех материалов, которые пойдут на ваш подъемник. На стадии сборки будет очень неудобно бегать в магазин или на рынок, чтобы доделать конструкцию.
Рама
- Для начала необходимо сделать раму, сварив её из боковых стоек (далее все размеры смотрите на фото).
- Внешнюю часть стоек необходимо пропилить (там будет ездить подшипник), вверху и внизу накрутить болты (М6), которые будут удерживать его от вылета из канавки.
- На раме должно быть 4 поперечных балки, две нижних приварить стык в стык с краями вертикальных балок, а нижнюю — еще и плашмя по отношению к боковушкам. На третьей балке сверху проделать болтовые отверстия (на болт М8) для крепления колесных кронштейнов.
Фото 1. Полная высота рамы
Фото 2. Размеры поперечин на раме
Фото 3. Устройство паза и ручек
Катушка, подъемный механизм и колеса
- На верхнюю поперечную трубу (на лицевую часть) согласно разметке крепим подшипник. Поверх него — полукруглый фиксатор, удерживающий трос от выпадения.
- На нижнюю балку (тоже с лица) прикрепляем катушку и рычаг, как показано на схеме. Возле катушки приделываем кусок прута из стали, чтобы служил стопором. Детальную схему катушки можете посмотреть на схеме в фотогалерее. Там много мелких деталей, которые нужно будет аккуратно собрать.
- Далее всё чуть проще. К купленным заранее колесам приделываем кронштейны. Внешняя часть колесной оси крепится гайкой. Кронштейны к раме крепим на квадратные стальные пластины. (Не забываем следовать инструкции).
Фото 1. Крепление катушки и подшипника
Фото 2. Схема подъемного механизма
Фото 3. Особенности кронштейна колеса
Фото 4. Детализация размеров кронштейна
Каретка, вилки и зажимы для подъема
- Каретка собирается строго по фото. Делается каркас с подшипниками, после чего — боковые зажимы. Далее привариваются «лапы» для удержания груза. Их поверхность можно заребрить, а можно оставить гладкой.
- Зажимы ставятся в принимающие трубы (направляющие).
- Вилки при необходимости ставим в каретку и прикручиваем на болты.
Фото 1. Рабочая часть каретки
Фото 2. Детализация ключевых размеров
Фото 3. Боковые зажимы и «вилки»
Как сделать тележку для транспортировки ульев?
Если пчеловод ещё не обзавёлся прицепом или платформой для транспортировки ульев, он может своими руками соорудить небольшое транспортное средство – тележку для перевозки пчёл на небольшие расстояния. На ней помещается всего один улей.
Для изготовления тележки нужна металлическая рама и колёса большого диаметра – на маленьких колёсах перевозка будет сложной и потребует значительных усилий.
Как изготовить тележку для небольшой дачной пасеки:
- К раме приделайте две ручки.
- В нижней части рамы, возле колёс, приварите две металлические трубы и вилку.
Перед перевозкой тележку подводят к улью таким образом, чтобы вилка зашла под его дно. После этого пчелиный дом водружается на конструкцию – не приходится приподнимать и переносить тяжёлые ульи. Чтобы за раз перевозить несколько ульев, усилив ось, увеличьте площадь под установку груза.
Чтобы не потерпеть убытки во время транспортировки пасеки, строго соблюдайте правила перевозки и собственной безопасности
Вывозя пчёл к медоносным растениям, важно учесть все нюансы доставки и особенностей нового места. Тогда риски, связанные с функционированием передвижной пасеки, будут сведены к минимуму
Копировать ссылку
Правила погрузки
Ульи надо не только подготовить к перевозке, но и правильно погрузить. Во время погрузки существуют риски как для ульев, так и для людей, которые их грузят.
Особенности погрузки и рекомендации по её проведению:
- Грузить ульи рекомендуется при включённом двигателе автомобиля. Это позволяет пчёлам до начала движения привыкнуть к гулу и вибрациям.
- Ульи расставляют максимально компактно. Например, в грузовик, рассчитанный на 1,5 т, удаётся поставить в один этаж 12 ульев. Удвоить их количество позволяет установка второго яруса – его ставят на прочные доски.
- Чтобы предотвратить сильную тряску во время движения по неровным дорогам, кузов авто или прицепа выстилают слоем соломы, а ульи перевязывают верёвками. Если дорога долгая, время от времени проверяют, насколько прочно зафиксированы узлы.
- Если предстоит езда по хорошей асфальтовой трассе или ровной грунтовой дороге, ульи ставят задними или передними стенками по ходу транспорта. Когда машина разгоняется или тормозит, сила инерции оказывает давление не на плоскость сотов, а вдоль неё. Это предотвращает их разламывание.
- Если машина будет ехать по просёлочной или лесной дороге, где скорость движения крайне медленная, ульи расставляют в автомобиле или прицепе так, чтобы плоскость сот стояла поперёк хода. Такая расстановка делает их более устойчивыми во время действия сил, появляющихся при внезапных колебаниях в поперечном направлении – при наезде на ямы и бугры.
Как перевозить ульи?
Транспортировка пчелиных семей – ответственный процесс, во время которого необходимо соблюдать осторожность. По дороге могут пострадать не только пчелы, но и пасечники
Безопасность людей при перевозке
Чтобы защитить себя и участников перевозки роя, соблюдайте такие правила:
- закройте все ульи так, чтобы пчелы не могли их покинуть;
- используйте защитную экипировку: перчатки, маски и костюм;
- держите при себе дымари для защиты от насекомых;
- возьмите с собой антигистаминный препарат, чтобы предотвратить аллергическую реакцию при укусах.
Проверьте, не могут ли пчелы покинуть свое убежище, т. к. попадание насекомых в салон может привести к печальным последствиям и даже дорожной аварии.
Скорость перемещения
Выбирая скорость, учитывайте вес груза и дорогу, по которой вам предстоит ехать.
Рекомендуется придерживаться следующих показателей:
- 50-70 км/ч – при движении по асфальтированной дороге или другому ровному покрытию;
- 15-30 км/ч – на неровных участках;
- 5-10 км/ч – в местах с проблемным проездом.
Желательно не делать остановок во время транспортировки, однако если возникла такая необходимость, подыщите тихое место в тени.
Другие условия передвижного пчеловодства
Основная задача пчеловода – сохранить здоровье насекомых в процессе перевозки. Чтобы снизить риск поломки, следуйте таким правилам:
- выбирайте более легкие материалы для ульев;
- используйте плоские, а не покатые крыши при обустройстве второго яруса;
- соблюдайте санитарные нормы;
- постарайтесь доехать за 2 суток: столько пчелам нужно, чтобы исчерпать запас корма;
- используйте специальные надставки для больших пчелиных семейств в безманжетных ульях;
- примените проволоку для лучшей фиксации;
- сделайте так, чтобы пчелиные дома не бились друг о друга в дороге.
Легковой пчеловодческий прицеп для перевозки
Если во владении не слишком большая пасека (от 5 до 10 ульев), то можно использовать для перевозки пчел заводской прицеп легковой машины. Такое оборудование не требует дополнительной водительской категории, достаточно открытой В.
Правда, чтобы использовать стандартные прицепы для пчеловодов потребуется провести небольшое переоборудование. При проведении качественной модернизации получится с помощью одного прицепа для пчел перевезти около 24 домиков.
Важно! Для подобной цели необходимо использовать устройства, где задние и боковые борта откидные. Это существенно упростит процесс погрузки ульев
Чтобы расположить на прицепе для пасеки сразу несколько рядов ульев, следует расширить основу, ободрав каркас и крышу. Еще одним немаловажным элементом любого прицепа для ульев является надежная опора, которая гарантирует ровное горизонтальное расположение ульев.
При организации перевозки на пчеловодческих прицепах следует позаботиться о некоторых моментах:
- Чтобы смягчить тряску при перевозке, необходимо пол прицепа застелить любым материалом: сеном, соломой, поролоном.
- Для исключения подвижности перевозимых домиков их закрепляют веревками;
- На период перевозки выполняют удаление сотов, оставляют только закрепленные рамки.
- Чтобы в улье не повышалась температура, верхние крышки удаляют. Вместо этого застилаются сетки.
Как сделать тележку для транспортировки ульев?
Если пчеловод ещё не обзавёлся прицепом или платформой для транспортировки ульев, он может своими руками соорудить небольшое транспортное средство – тележку для перевозки пчёл на небольшие расстояния. На ней помещается всего один улей.
Для изготовления тележки нужна металлическая рама и колёса большого диаметра – на маленьких колёсах перевозка будет сложной и потребует значительных усилий.
Как изготовить тележку для небольшой дачной пасеки:
- К раме приделайте две ручки.
- В нижней части рамы, возле колёс, приварите две металлические трубы и вилку.
Перед перевозкой тележку подводят к улью таким образом, чтобы вилка зашла под его дно. После этого пчелиный дом водружается на конструкцию – не приходится приподнимать и переносить тяжёлые ульи. Чтобы за раз перевозить несколько ульев, усилив ось, увеличьте площадь под установку груза.
Чтобы не потерпеть убытки во время транспортировки пасеки, строго соблюдайте правила перевозки и собственной безопасности
Вывозя пчёл к медоносным растениям, важно учесть все нюансы доставки и особенностей нового места. Тогда риски, связанные с функционированием передвижной пасеки, будут сведены к минимуму
Особенности подготовки пчелиных ульев к перевозке
Есть несколько важных моментов, о которых должны знать даже начинающие пчеловоды, которым предстоит выполнить транспортировку ульев на место пасеки на дальние расстояния. Следует подготовиться к этому делу и знать определенные нюансы:
- Перевозить ульи лучше рано утром или ночью. Особенно это актуально в летний период. Дело в том, что пчелы крайне плохо реагируют на жару.
- Если возможности транспортировать ульи за одну ночь нет, не беда. Просто необходимо накрыть их тентом, чтобы днем они были защищены от прямых солнечных лучей и перегрева.
- Позаботьтесь об усилении вентиляции гнезд, чтобы минимизировать риск повышения температуры внутри пчелиных «домов». Что можно в таком случае сделать: обеспечить дополнительное пространство насекомым с помощью увеличения объема улья на один корпус или заменить дощатый «потолок» решетчатой рамой.
- Чтобы исключить возможность травмирования медоносов, побеспокойтесь о том, чтобы не было предметов, которые могут упасть на них. Проверьте, хорошо ли закреплены соты, затворы и прочие составные части улья. Все должно быть надежно зафиксировано.
- Перед погрузкой насекомых следует загнать их в «домики». Если добровольно они этого делать не хотят, можно воспользоваться дымарем. С помощью струй дыма, пускаемых то с одной, то с другой стороны, у вас получится их загнать в улей, но это может спровоцировать волнения среди полосатых тружеников. Из-за этого потом придется постоянно проветривать «домики», что нежелательно перед транспортировкой. Поэтому лучше использовать самую обычную воду. После того, как пчелы оказались внутри, закройте летку.
Если вы все сделали так, как описано выше, вы уже подготовились к погрузке и переезду на дальнее расстояние.
Нужно ли ежегодно вывозить пасеку?
Транспортировка пчел сопровождается комплексом рисков. Кочевое пчеловодство рекомендуется организовывать только в случае полной уверенности в его окупаемости. Первый год даст понять, насколько данный способ разведения пчел выгоден.
Пробный вывоз пчел рекомендуется осуществлять весной, чтобы к лету понять, насколько сбор меда при помощи такой технологии рентабелен. Если он не окупится, с середины лета еще можно успеть восстановить финансовые потери.
Не всегда имеется необходимость в вывозе всей пасеки – можно периодически вывозить лишь часть ульев. Также не нужно выезжать на весь сезон – только в тот период, когда рядом нет медоносов.
Плюсы и минусы
Принимая решение о перевозке ульев, нужно взвесить плюсы и минусы, а также заранее настроиться на сложности, которые возникнут в процессе. К преимуществам подобной меры относят:
- благодаря перевозке пасечник может рассчитывать на получение планируемого запаса меда гораздо быстрее, чем на стационарной пасеке;
- пасечник имеет возможность контролировать объем получаемого меда и соблюдать график;
- сбор продукта начинается раньше, а заканчивается глубокой осенью.
Существует ряд очевидных минусов, например, затраты, связанные с транспортировкой, необходимость в получении специального разрешения, высокий риск гибели насекомых на новом месте из-за неблагоприятных условий. Также следует иметь в виду, что жить придется в полевых условиях. Возможно, возникнет необходимость в наемном работнике, который будет присматривать за ульями.