Реставрация и полное обновление садовых дорожек

Бордюры

Необходимы для укрепления краев и придания четкости границам дорожек. Их выполняют из кирпича, камня, деревянных брусков или бетона, причем использованный материал не обязательно должен совпадать по фактуре с самой дорожкой. Бордюр заглубляют в грунт на 10 — 15 см, оставляя нал поверхностью почвы около 10 см. Если на участке песчаный фунт, можно сделать бордюр из природного камня. Его устанавливают на определенную глубину, засыпают землей и трамбуют, смачивая при этом водой. На других фунтах делают песчаное или бетонное основание. Деревянные бордюры готовят из бревен диаметром 8-11 см. Предварительно их обрабатывают против гниения защитным средством, а верхний срез делают косым, чтобы на нем не застаивалась вода.

Несколько советов

Дорожки и тропинки в вашем саду будут радовать вас гораздо дольше, если придерживаться простых рекомендаций: 

Для чистки зимой старайтесь не применять, а то и полностью отказаться от реагентов и соли. Они не только со временем разрушат покрытия, но могут еще и погубить растения, живущие в непосредственной близости от дорожек;

Своевременно удаляйте сорняки, появляющиеся на дорожках: они способны разрушить основу покрытия. Справиться с ними вам помогут советы из статьи про 9 способов борьбы с сорняками;
Не позволяйте воде размывать дорожки

Для этого установите по краям специальные желобки или хотя бы устройте небольшую канаву;
Деревянным дорожкам следует уделять особое внимание. Помните: в этом случае размытие водой не то что нежелательно, а категорически недопустимо — оно ускорит процессы гниения

И учтите: хотя бы раз в год дерево необходимо обрабатывать защитным составом — например, «Пинотексом» или его аналогами. Впрочем, их с успехом заменит обыкновенная краска или олифа. 
Более тщательный уход нужен и дорожкам из декоративного бетона. В отличие от просто бетонных, их как минимум раз в год придется покрывать специальным гидрофобизирующим раствором. Если декоративный бетон был обработан красителем, вернуть ему утраченную яркость можно с помощью прозрачного лака-герметика, который не только обновит покрытие, но и станет для него надежной защитой.

И последнее: старайтесь содержать садовые дорожки в чистоте, это убережет их от разрушения и поможет надолго сохранить привлекательный вид. 

Ну а если вы только собираетесь проторить пути по своему участку, возможно, вам пригодится подборка интересных идей по устройству дорожек и площадок:

А как вы ухаживаете за своими дорожками и тропинками? Какой материал для них кажется вам наиболее удобным, практичным и долговечным? Поделитесь, пожалуйста, опытом!

Преимущества и недостатки использования форм для дорожек

Мало, кто знает, почему формы пользуются огромной популярностью.
Основные преимущества подобных изделий:

  • при применении специальной формы для заливки бетонной смеси проще выполнить установку;
  • трафарет используется для возведения художественных дорожек для сада, собственноручно сделать такие узоры не каждому под силу;
  • эстетичность конструкции, для сравнения сплошная бетонная полоска выглядит не так впечатляюще;
  • возможность сформировать видимость укладки натурального камня в грунте, благодаря неправильной форме ячеек;
  • минимальные расходы при возведении дорожек, для красивого декора потребуются только трафареты;
  • можно с легкостью изменить цвет покрытия с помощью окрашивания;
  • дорожка может долго продержаться, а все, потому что создается из цементного состава и песка, комбинация этих стройматериалов обеспечивает высокую прочность;
  • плитка, изготовленная посредством трафарета, спокойно переносит перепады температурного режима;
  • простейшая технология производства.

Недостатки:

  • Дешевая форма быстро деформируется. Основная причина – некачественный тонкий пластик. Выход есть: покупать прочные и жесткие изделия.
  • В отличие от стандартного пластикового или резинового (силиконового, полиуретанового) трафарета для литья искусственного камня у форм нет дна. И обычно дачники при подготовке основы тропинки выполняют одни и те же процедуры: убирают верхушку грунта, засыпают щебенку и песок. Потом все поливают водой и утрамбовывают. После этого по уровню монтируют трафарет из пластика для дорожки, подготавливают и заливают бетонный раствор в форму. Однако камень, созданный с помощью этого способа, плохо созревает и крепнет даже после закрытия пленкой из полиэтилена и поливании водой. А все, потому что часть жидкости, очень нужной для гидратации цементного состава, уходит в почвенный слой (подложку) или испаряется. Поэтому у многих мастеров камни получаются некачественными и быстро деформируются. Чтобы этого не случилось, рекомендуется делать под литье бетонное основание.
  • К минусам можно причислить однообразие получаемых узоров.
  • Способы окрашивания такого камня ограничены и довольно непросто получить естественные оттенки.
  • Недостатком можно считать также необходимость в создании ограждения.
  • Трафареты для тропинки имеют тоненькие перегородки (перемычки).

Смолизация. Пропитка битумом

Смолизацией называют уплотнение бетона с помощью нагнетания в поры щавелевой кислоты, а затем раствора карбомидной смолы и отвердителя. Если бетон плохо впитывает жидкость, в раствор добавляют воду. В результате смола проникает внутрь бетона на глубину до 1 см. Подобным способом можно восстановить частично разрушенную поверхность и заделать даже значительные трещины.

Однако для такой обработки требуется специальное дорогостоящее оборудование. Гораздо проще защитить бетон от разрушения на улице с помощью пропитки битумной мастикой или разогретым битумом. Этот материал, обладающей высокой пластичностью, также способен проникать достаточно глубоко в поры и трещины, образуя эластичную пленку. Она остается пластичной, не растрескивается даже при значительных перепадах температур.

Итак, мы рассмотрели основные способы защиты бетона. Какой из них предпочесть? Все зависит от выделенных на эти цели средств, типа конструкций и условий эксплуатации.

Дорожки с твёрдым заливным основанием

Обычно их сооружают там, где предусматривается большая нагрузка на них. Такие дорожки ещё называют «капитальными». Остановимся на их устройстве несколько подробнее.

При сооружении таких дорожек выкапывают ложе глубиной примерно 15 см.

В местах его понижения, то есть там, где будет скапливаться ливневая или талая вода, обеспечивают её отвод (в противном случае дорожку в этом месте может порвать). В ложе насыпают, разравнивают, проливают и трамбуют песок. Высота этого дренажного слоя должна быть около 5 см. Бока ложа обрамляют бордюрной лентой, а если ее нет, то нарезанным на ленты старым линолеумом или рубероидом.

Обычно такое основание делают в уровне земли. Если же дорожку хотят значительно поднять, то в качестве опалубки используют полосы фанеры или доски, соответственно закреплённые. Само бетонное основание во избежание разрыва либо армируют, либо устраивают термошвы через 1,5 — 2 м. Второе решение дешевле, но по весне есть опасность, что импровизированные бетонные плиты поднимутся или просядут относительно друг друга.

Этого не случится при армировании бетонного основания. Нужно только помнить, что в качестве арматуры совершенно не пригодны панцирные сетки от кроватей, сетка рабица, велосипедные рамы и другой подобный хлам, который «рачительные» хозяева часто «закатывают» в бетон. Армировать необходимо прутком 05 — 8 мм или дорожными картами — сваренными из прутка 05 мм сетками размерами 0,5×2 м и с ячейками 10×10 или 15×15 см. Арматуру укладывают на подставки«лисички», для которых подойдут обломки кирпичей или блоков. Они необходимы для того, чтобы после заливки арматура оказалась в толще бетона.

Бетон укладывают в ложе, разравнивают и умеренно трамбуют. Если бетона не хватило на всю дорожку, в месте окончании заливки устанавливают поперечину, сделанную из доски, так, чтобы бетон обрывался ровным «срезом», без наплывов.

При заливке новой партии бетона поперечину снимают.

Так постепенно делают всё основание, а после схватывания бетона сверху укладывают (на цементный раствор) декоративное покрытие (тротуарную брусчатку, плитку, природный камень) и если надо — бордюр. Обычно в окончательном виде полотно дорожки на 3 — 5 см выше уровня почвы, что обеспечивает защиту от намыва на неё грунта. В качестве бордюра можно использовать бордюрный камень или булыжник.

Ухоженная дорожка облагораживает участок и придает ему законченный вид

Поэтому так важно не оставлять в саду заросшие травой нехоженые тропы, а создать сеть аккуратных и удобно расположенных тропинок

Устали прокладывать тропы в своем саду? Быть может, пора расчертить участок добротными дорожками? Рассказываем, что нужно знать, прежде чем приступить к делу.

Кислотные красители – химия вам в помощь!

Выбирая, чем покрасить тротуарную плитку, мы можем остановиться на так называемых кислотных красках. В отличие от красок, которые образуют на поверхности пленку, кислотные красители взаимодействуют со связующими материалами самого бетона, и в результате химической реакции поверхностный слой приобретает устойчивый цвет. Отличительной чертой такого способа покраски являются неяркие тона, что в некоторых ситуациях можно очень удачно обыграть в оформлении ландшафта. Выглядит такая покраска более естественно, однако ее нанесение может дать довольно непредсказуемые результаты по цветам и насыщенности.

Хотя красители и называются кислотными, кислота не является красящим компонентом – она способствует проникновению неорганических солей в затвердевший цемент. Такой способ окраски актуален для содержащих известь поверхностей, тогда как кремниевый щебень и кварцевый песок не окрашиваются. Чем больше извести и цемента применялось при изготовлении тротуарной плитки, тем ярче она будет!

Обновление камнем

Каменные тропинки на даче – дорогое удовольствие, которое по карману не каждому из нас. А потому, если все-таки решились, и уже раз потратились на укладку, то за дорожками следует правильно ухаживать, чтобы срок службы их продлился как можно дольше.

Обновление этого ландшафтного элемента весной – довольно простая задача, но только в случае более-менее нормального состояния. Если же зимние морозы и палящее солнце, а также весенние ручьи подпортили основание и поверхность, предстоит серьезный труд.

Битый камень и максимально дефектные части необходимо заменить полностью. Желательно снять подобные куски с общего полотна, проложить под ними новую насыпь и уложить на место уже новый камень. Швы между камнем нужно будет заполнить тем же материалом, что и ранее. Возможно, это был цементно-песчаный раствор, песок, сухой цемент или прочие материалы.

Обязательно позаботьтесь обо всех испорченных частях тропинки из камня, так как в таких местах концентрируются дальнейшие изломы. Возможны они из-за перераспределения нагрузки на поверхность, застоя воды, грязи.

Если же дорожка и вообще старая и требует капитального ремонта, намного проще заменить ее полностью, применив уже полученные знания и фантазию. Вы легко сможете уложить новый камень в нужном направлении по участку, использовать декоративные элементы и получить новые виды в ландшафтном дизайне дачи.

Недорогая замена

Если старое полотно поизносилось, потрескалось и мешает безопасному передвижению по территории, иногда более целесообразно и вовсе его сменить.

Недорогой заменой могут послужить стандартные бетонные плиты, которые можно приобрести на строительных базах или же вылить из раствора самостоятельно. Бетонные плиты для дачных тропинок служат достаточно долго при правильном размещении на участке, да и смотрятся очень неплохо, если, к примеру, декорировать их растениями по сторонам, проложить вдоль дорожки газон, и так далее.

Уложить бетонные плиты можно на землю, а можно и сделать правильную подушку из щебня, отсева и песка, создав определенный дренажный слой. Заливка происходит по самостоятельно созданной форме. Если же есть готовые плиты, то остается только произвести укладку по разметке и заделать швы, быть может, высадить в швы газонную траву.

Ремонт дорожек из бетона

Отбитые кусочки по краям, трещины и ямки нужно обязательно заделывать.

Ремонт места скола:

  • очищаем и удаляем некрепкие участки;
  • обрабатываем грунтовкой с целью укрепления покрытия и улучшения сцепления;
  • делаем опалубку;
  • замазываем сколы раствором;
  • через день снимаем доски.

Для обновления верхнего слоя:

  • грунтуем;
  • устанавливаем ограждение;
  • заливаем минимум 3 см раствора;
  • через сутки снимаем опалубку.

Ремонт ямок и выбоин:

  • очищаем, грунтуем и заливаем ямки достаточно жидким раствором;
  • выравниваем при помощи шпателя;
  • дырки побольше ремонтируем таким же способом с предварительным армированием сеткой;
  • ямы кроме дополнительно укрепляем щебнем.

Изменение цвета тротуарной плитки

26 Февраль, 2010 – 17:55 — admin

Обычным явлением стало появление на строительных материалах белесого налета или выцветания. Высол на бетонных изделиях также встречается очень часто. Особенно это касается таких мелкоштучных изделий из бетона, как тротуарная и облицовочно-фасадная плитка. Обычно внешнее выцветание бетона разделяют на первичное, когда изменение видны уже на этапе твердения бетона, и вторичное, если выцвет проявляется в течение длительного времени, и бетон меняет цвет вследствие воздействия атмосферных факторов.

Рассмотрим более подробно первичный и вторичный высол.

Принцип появления признаков выцветания первичного типа следующий. Свежий бетон, выложенный в формы, состоит из каппилярных пор, которые заполнены раствором воды и продуктов цементной гидратации, в основном гидроксидом кальция. В процессе высыхания происходят определенные химические реакции в массе бетона. Если поверхность сохнущего бетонного изделия будет при этом покрыта водяной пленкой, то гидроксид кальция распространяется по всей поверхности и образовывает налет, состоящий из карбоната кальция. Выступивший белесый налет нерастворим в воде, а значить смыть его нельзя. Испытать на проявление первичного выцветания бетон можно в течении 7-8 часов. После этого бетон уже достаточно подсох и при воздействии воды на его поверхность никак не прореагирует. Таким образом, при использовании качественного сырья, правильном приготовлении бетонной массы и соблюдении технологии производства, тротуарная плитка не будет склона к первичному выцветанию.

Вторичное выцветание может проявиться даже в том случае, если бетон не был склонен к первичному выцветанию, а испытание водой при затвердевании не дало положительной реакции. Происходит атмосферное старение бетона, что внешне проявляется как осветление его поверхности.

Считается, что главной причиной вторичного выцветания служит продолжения химических реакций в бетоне, в том числе гидратации компонентов в затвердевшем бетоне. В пользу этого мнения говорит тот факт, что вторичное изменение цвета поверхности продолжается до тех пор, пока в бетоне происходит процесс затвердения и роста его прочности. Изменения в бетоне могут продолжаться до года с момента производства изделия. Исследования показывают, что именно в этот период бетонная плитка становится более прочная, и в это время на ней может появиться белесый налет. Когда все химически реакции прекратились, образовавшаяся белесая пленка смывается. То есть происходит самоочищение плитки и восстановление ее первоначального вида. Смывание налета, который до этого был нерастворим в воде, происходит за счет того, что карбонат кальция превращается в бикарбонат, растворимый в воде.

Чем засушливее климат в местности, тем дольше сохраняется вторичное выцветание плитки. Однако чрезмерно частые осадки в виде дождя также негативно влияют на скорость процесса восстановления цвета бетонного изделия, так как вода смывает гидроксид кальция, что затягивает процесс гидратации компонентов плитки. Повторное проявление вторичного выцветания встречается крайне редко.

Варианты мощения садовых дорожек

Для того чтобы садовые дорожки прослужили долго, материал для покрытия выбирают в зависимости от их предназначения. Например, для зоны въезда и основных дорог устраивают бетонное основание, армированное дорожной сеткой. Для второстепенных тропинок достаточно мягкого основания, так как нагрузка на них минимальна.

Укладка жестких материалов на щебневую подушку

Сначала насыпают слой щебня с песком толщиной 12-15 см, затем слой гарцовки толщиной 7-10 см. Каждый из них тщательно трамбуют, потом укладывают плитку. Промежутки между плитками засыпают гарцовкой и поливают водой.

Укладка жестких материалов на щебневую подушку

Укладка деревянных спилов на мягкое основание

В подготовленное основание глубиной 20-25 см засыпают щебень, а сверху слой песка толщиной 7-10 см. Каждый слой трамбуют и укладывают спилы толщиной 3-5 см. Пространство между спилами засыпают песком или землей.

Укладка деревянных спилов на мягкое основание

Укладка мягких пород камня на бетонное основание

Для укладки дорожек можно использовать плитняк из доломита, песчаника или известняка. Зазоры между пластинами должны быть размером не более 5 мм. Лучший связывающий материал в этом случае — цементная стяжка с добавлением специального клея.

Укладка мягких пород камня на бетонное основание

Укладка жестких материалов на бетонное основание

Поверх бетонного основания насыпают слегка смоченную гарцовку. Каждую плитку временно укладывают на место, затем снимают и подсыпают тонкий слой цемента. Элементы укладывают заново, трамбуют, а швы просыпают гарцовкой и поливают водой.

Укладка жестких материалов на бетонное основание

Для начала выделим 3 их категории.

III — я категория — тропы. Как явствует из названия — эти дорожки протоптаны ногами, уплотнены колесами тачки или автомобиля. Земля на тропинке — плотная и, как правило, просевшая. Поэтому тропы часто являются местом сбора ливневых и талых вод, то есть — потенциальными лужами. Растёт здесь подорожник, конский щавель и «колючки», семена которых разносятся по всему участку.

Чтобы превратить такую «традиционную тропу» в удобную дорожку, прежде всего необходимо обеспечить отвод от неё стоячих вод. Для этого выравнивают контур дорожки: ямы засыпают, а бугры — срезают. Саму тропу (если материнская почва — суглинистая) песку — ют, то есть вносят песок и вбивают его в грунт. Иногда с песком вносят щебень.

Следующий шаг — обсадка тропинки почвоудерживающими растениями (например, низким клевером) или устройство миксбордера. К слову, так сделаны дорожки у домика Марии — Терезии в Версале (Франция)- простенько, но со вкусом.

II — я категория — дорожки с засыпным основанием. Это — традиционные дорожки на окультуренных садовых участках. При их сооружении выкапывают ложе на глубину 10 см. Дно и бока его укрывают геотекстилем плотностью 150 — 200 г/м2 в качестве барьера для корней травянистых растений. Бока ложа также можно дополнительно закрепить бордюрной лентой. Всё ложе (до уровня почвы) засыпают щебнем (но не известковым), галькой или отсевом.

В качестве декоративных элементов сверху можно уложить отдельные тротуарные плиты, обработанные обрезки деревянных брусьев, камни плитняка. Эти элементы заглубляют в засыпной слой, и они не должны возвышаться над дорожкой и над почвой. При другом способе сооружения таких дорожек декоративное покрытие более — менее плотно подгоняют друг к другу. В этом случае ложе заглубляют на 5 — 10 см и устраивают песчаную подушку.

Сколько дорожек должно быть в саду?

Все зависит от размеров участка и его планировки. Чтобы грамотно расположить в саду дорожки, стоит предварительно нарисовать план приусадебной территории на бумаге, а затем обозначить на нем пути: они должны обеспечить доступ даже к самым труднодоступным уголкам сада.

Обычно на участке прокладывают одну широкую главную дорогу, от которой отходят тропинки. Основная дорожка должна проходить по пути, по которому вы чаще всего передвигаетесь. Количество мелких дорожек значения не имеет. Главное, расположить их в саду грамотно, чтобы они помогали добраться до нужных вам мест на участке.

Плюсы комбинированных материалов

Многие предусмотрительные дачники сразу строят декоративные комбинированные дорожки, которые основаны на укладке разнообразных материалов. Таким образом, на одной плоскости можно наблюдать разные сорта камня, бетон, щебень, и даже кирпич. В таком случае, если весной будет необходимо заменить некоторые части, то это будет не так сложно. Стоит только использовать тот материал, который имеется в наличии. Докупать же новый кирпич или камень не придется.

Положительной стороной является и то, что любую выбоину или некачественный материал можно заменить на небольшую плиту из бетона. Для этого достаточно убрать дефектную часть, очистить зону заливки, сделать подушку и установить опалубку по форме, которая наиболее подходит по дизайну. Далее, только залить проемы раствором и дать ему немного времени, чтобы высохнуть. После заливки опалубка убирается, а швы затираются песком, сухим цементом, или же в них высаживается зеленая травка.

Как починить бетонную дорожку на даче?

Дело в том, что когда мы заливали эти дорожки мы допустили одну досадную ошибку. Сначала лили что-то вроде основного покрытия. Потом после полного высыхания бетона, заливали тонким слоем цемента верхнюю часть дорожки, чтобы поверхность была гладкой, если не ошибаюсь, такая операция у специалистов называется железнение. В первое лето всё было замечательно, получившиеся дорожки можно было даже тряпкой помыть, но когда после зимы сошел снег, мы были в шоке.

Всю поверхность покрывала сеть мелких трещинок, которые летом начали превращаться в дыры. Сейчас поверхность продолжает трескаться и скидывать с себя, как линяющую шкурку, верхний слой бетона. Что делать ума не приложу. Пришла в голову мысль попробовать починить верхний слой с помощью плиточного клея, ведь он по идее имеет довольно сильное сцепление с поверхностью, может был у кого-нибудь подобный опыт? Или может ещё идеи есть идеи по ремонту?

Ремонт бетонированных и асфальтированных дорожек

Для твердого покрытия дорожек, двориков и подъездов существуют различные комбинации материалов, большинство из которых время от времени требуют ремонта или ухода. Способы такого ремонта зависят от видов этих материалов. Хорошее содержание дорожек, двориков и подъездов — задача, которая касается не только их внешнего вида. Если вовремя не остановить разрушение дорожных покрытий, то они могут стать опасными для пешеходов, особенно в сырую погоду.

Повреждения бетонных покрытий

Бетон — популярный материал для строительства дорожных покрытий, поскольку он относительно дешев и легко укладывается. Однако на бетонной поверхности могут образоваться трещины, выбоины, а ее наружные края могут выкрошиться.

Прежде чем приступать к какому бы то ни было ремонту бетоннированых дорожек, нужно тщательно очистить поверхность дорожки. Самый лучший способ — использование моечной машины, которая направляет на поверхность струю воды под давлением, удаляя при этом мох, биологические наносы, грязь и мелкие отслоившиеся фракции бетона.

Для того чтобы удалить с поврежденной поверхности дорожки всю грязь и мох, вымойте ее при помощи моечной машины. Установите доску опапубки на поврежденную кромку дорожки и забейте достаточно глубоко колья, которые будут удерживать ее.

При помощи зубила выдолбите все незакрепленные куски бетона, находящиеся на поврежденном участке дорожного покрытия, пока не достигнете монолита. Небольшие дыры и трещины можно заделать шпаклевкой для наружных работ, быстросохнущим цементом или раствором, приготовленным с добавлением мелкого, просеянного, а не рыхлого строительного песка. Однако чтобы раствор хорошо держался на ремонтируемых поверхностях, вам все равно придется углубить до 2 сантиметров выбоины и расширить трещины.

Налейте немного воды в ведро и сделайте замес ремонтного раствора. Для того чтобы положить раствор точно на поврежденные кромки дорожки, используйте штукатурный мастерок.

Любое восстановление кромок бетонных покрытий предусматривает сооружение опалубки, которая будет удерживать раствор, пока он полностью не затвердеет. Установить опалубку из прочных досок довольно просто. Чтобы плотно прижать эти доски к ремонтируемой бетонной кромке, надежно зафиксируйте их деревянными кольями, забив их в землю.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector